Урок первый: СИТУЁВИНА - как цифровой кукан


П р о д о л ж е н и е ...


Ситуёвина, однако…


Сказал бы после третьего стакана отец-основатель либерального Отечества - наливая четвёртый.


Казалось бы, ну какая трагедия – за мотню ухвачена очередная группа лиц с коррупционными наклонностями. Пусть даже из состава какого-нибудь местного «правительства». Мало их хватают каждый день – то министра, то целого губернатора, на мелочь чиновную внимания уже не обращают. Сколько её по щелям либеральной управляющей конструкции - с разными пороками и наклонностями: каки времена – таки обитатели.


Но, ведь любая власть должна оставаться и выглядеть Властью!
Не правда-ли?


Не исключая либеральную - при всей её моральной убогости, слабой вменяемости и малой адекватности. И тем более при попытке политической дискредитации - сколько уже мифов и легенд про её коррупцию. Места живого нет – все только норовят пнуть, да проходя мимо - плюнуть по три раза.

Беда ведь не в факте и количестве украденных миллионов - беда в процессе присвоения. Всё красиво ведь надо делать и аккуратно, не на открытых глазах государственных жителей – важного электората по особо праздничным дням.

Поэтому, в дискредитирующих Власть делах уместна быстрая публичная реакция: отрубить правую, браслет на левую, отобрать партбилет, снять с бригадирства, государственные рубли в исходное – в бюджет, конкурсы в отмену, разогнали остальных сочувствующих, но зато чистой и вне подозрений остается Умная Власть!
И сакральность власти осталась незыблемой, и государственные жители удовлетворены, и светлый авторитет Губернатора государственной территории – почти неколебнулся. А остальное потом можно наверстать и поправить...


И наоборот, не приняв мгновенных блокирующих мер, допустив неумные попытки сокрытия уже вскрытого и явного для изумленных зрителей, втянувшись в ложь формальных объяснений - пытаясь затянуть время, Глупая Власть попадает в ситуацию.


В ба-а-льшую Cитуёвину – добавил бы отец-основатель, икнув и помочившись на колесо после пятого стакана...


Такой ситуёвиной, как обоссанное колесо, для администраторов ленинградской Территории и стала ситуация с Государственным контрактом № 15 Национального проекта цифровизации, когда двадцать шесть с половиной миллионов рублей ушли из областной казны за фейковыми материалами беспилотной аэрофотосъемки на цифровой муляж карты Гатчинского района.
Ушли в предновогоднюю темную ночь под 31 декабря 2019 года и не вернулись до сего дня, растворились в темной ночи вместе с картой. Посадив некоторых администраторов Ленинградской области на контрактный цифровой КУКАН. Или как некоторые компетентные органы говорят - на ржавый крючок до нужного времени.


Открутить назад в этом вопросе и сняться с кукана уже невозможно - при всем общем желании. Беда в том, что от миллионов остались цифровые следы - как отпечатки пальцев трамвайного карманника.
Как побочный результат всеобщей цифровизации - на фоне ковидных пандемий, западной чумы и американской холеры, с синдромами кратковременной потери сознания и прочей цифровой прелестью.




Вообще, если по честному, Спутниковая геодезия на ситуацию с цифровыми миллионами наступила случайно – специальных встреч не искала:
И, с одной стороны, не её это дело и шла бы себе дальше...
Но, с другой, ценный нано-опыт цифрового внедрения на дороге лежит – почему не наклониться?
Ну, в-третьих, любопытство одолело: двадцать шесть миллионов это не два – это особо крупный размер по уголовному кодексу и... бесплатное кино с местными немцами!


По особым делам и крупным размерам есть специалисты известных ведомств, а для геодезии опыт освоения бюджетных миллионов представляет интерес чисто с технической и учебной стороны – как опыт внедрения и механизм обустройства упомянутой и остальных российских территорий возможностями беспилотной аэрофотосъемки и цифровой картографии. Актуальной темой на государственном уровне в последнее время. Оказывается, либеральное государство потеряло учет ещё оставшихся российских богатств. Хотя, может и хорошо - целее эти народные богатства будут и что-то останется остальным поколениям!


Ну и конечно же психологический портрет российского чиновника интересен...
Хотя оказался этот патрет- уровня городских карманников тырящих по мелочи, вместо решения важных государственных задач и национальных проектов, над которыми неустанно трудится сам Президент России, партия его революционных единомышленников и остальные жители либерального Отечества.


Спутниковая геодезия не кровожадна, да на здоровье - пока есть что и у кого красть. У либерального государства точно не грех. Вот когда всё было общенародное, дела такие сурово карались. И самим государством, и государственными жителями осуждались, потому что было оно - общее.



На выпуклый взгляд Спутниковой геодезии, передовой опыт внедрения цифровых технологий в орденов Ленина и Октябрьской революции Ленинградской области, достоин хорошей рекламы и распространения среди остальных жителей либерального Отечества - к личному использованию и применению.

Для исследования и продвижения этого передового опыта понадобится ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ - как универсальный инструмент познания современных цифровых чудес. Берём Государственный контракт № 15 - как образец освоения цифровых бюджетов, раскручиваем его анализом на болты и гайки - смотрим, сопоставляем и... учимся из воздуха делать настоящий "бизнес" с хорошим "гешефтом".


Важное условие и оговорка:
Кто собрался внедрять Национальные проекты через государственные бюджеты, должен быть смелым, решительным и трудностей не пугаться!


Ситуационный КАПКАН с Госконтрактом № 15 – хлопнувший салютом под самый Новый 2020 год, создал для геоинформационного анализа крайне интересную и многослойную тему на предмет опыта освоения государственных цифровых бюджетов.


Первый информационный слой - чисто медицинский с признаками психиатрии.
Задуманное под прикрытием контракта № 15 должно было пройти тихо и незаметно - публичное знание о его цифровых особенностях категорически не приветствовалось. И ведь пролетели бы двадцать шесть миллионов незамеченные, если б не клиническое состояние организаторов из цифрового Комитета областного правительства. И жизнь продолжалась бы безмятежным ходом до самой всемирной "пандемии", а дальше вообще бы всё покрыл вирусный мрак – никто и никогда про бюджетные рубли вообще не вспомнил.

Какая наивная Палата № 6.., чтобы никто и ничего не увидел, да не настучал радостно, да не заложил куда и кому надо...


Второй слой - откровенно криминальный с уголовными оттенками.
Ведь именно упёртость отдельных персонажей из областного «правительства» послужило ключом для расшифровки неясных до этого момента остальных страниц жизни Территории развития, сшивая их в большое, цельное и красочное полотно: многолетнее расхищение земель сельхозназначения и лесных ресурсов Ленинградской области - по единому мудрому замыслу и чьим-то общим руководством.
А вспомним, сколько американских шпионов раскрыто благодаря бдительности простых советских пионеров...


И не Спутниковой геодезией сказано: Кадры решают всё!
Но набери в помощники дятлов - провалят все явки и пароли от сейфов сдадут на первом же допросе...


А третий слой вообще - политически расстрельный…
Роль и место в этих цифровых схемах первых должностных лиц орденов Ленина и Октябрьской революции Ленинградской области…

По всем признакам и видимым данным - разбегаться надо и прятаться, а не на пятый срок со столицей в Гатчине!?


И что Спутниковой геодезии делать ?


Споткнулась не там и не вовремя - получила открытое раздвоение личности на ровном месте.
Сказать, что всё примерещилось - нельзя.
И нельзя согласиться с бенефициарами Госконтракта № 15, что их беспилотная гравицапа способна была сделать цветной портрет Гатчинского района в фас и профиль для цифровой карты - всего-то за двадцать шесть миллионов.


Почему геодезия называет процедуры аэрофотосъемки Гатчинского района фейковыми?


А потому, что эта аэрофотосъемка не может быть выполнена по требованиям технического задания Государственного контракта № 15 - нигде и никогда!
Нигде, никогда, ничем и никем!
Даже умный американец с умным немцем, позвав в помощь трех умных евреев - не смогли бы это сделать.
Хоть оставшихся умных из правительство областной Территории отыщи и строем выведи в помощь - не смогли бы...
Патамучтоэтаневазможна!

Об этом детально рассказано в части первой Территории развития, читаем ещё раз внимательно и дивимся местным кулибиным:

А раз они выполнены быть не могут – нельзя беспилотным самолетиком с подъемным весом в один килограмм поднять в воздух широкоформатную фотокамеру в семьдесят килограммов, значит, аэрофотосъемка реально не выполнялась и материалы такой «съемки» реально не существуют, т.е. в природе отсутствуют физически.
Если, таких фотоматериалов нет физически и быть не может, но в финансовых документам Правительства Ленинградской области они фигурируют как реально существующие, значит, имеет место быть – фейк и... ещё что покруче.


Что такое «фейк» применительно к Государственному контракту № 15


Смотрим Вики: фейк (англ) – фальсификация, выдумка, миф (рус).
Можно продолжить: туфта, муть, афёра, херня голая … и прочее из могучего народного.

На каких примерах можно показать эту фейк-херню-афёру, придуманную Комитетом цифрового развития Правительства Ленинградской области?

Если знаменитому трактору «Беларусь» болтами прикрутить крылья от знаменитого самолета «кукурузника» АН-2, из него получится ракетоносец ТУ-22?
Кто в школе учился, скажут хором – Нет!
Физика процесса не даст взлететь – чисто объективно, учим физику и матчасть…

А если к этому же трактору форсунки от ракеты подвязать, три по бокам и две сверху, полетит?
Тут вообще никто и ничего не скажет – пальцем только постучит по пустой кастрюле…

А если к беспилотному самолету весом в килограмм подвесить фотокамеру в семьдесят килограммов, он вообще свое тело самолетное от земли оторвет?
Даже с мозгами из ЕГЭ промычат: Клёво, канешно, но вряд ли…


Управляющие специалисты из цифрового комитета Ленинградской области сказали – эта гравицапа обязана взлететь и сделать цифровую карту!
Цена вопроса для смелых и находчивых - 26 500 000 рублей.
Три местных Кулибина, переглянувшись, согласно кивнули: За ваши деньги - любой банкет!
А самый смелый и находчивый - нано-ГУП "Леноблинвентаризация", даже на гравицапе типа взлетел и... даже типа "привёз" цифровую карту Гатчинского района!?

Вот на могучем русском языке суть глубокой идеи Государственного контракта № 15.
Ещё понятнее можно только на народном матерном…


Что остается в сухом остатке...


Раз фактически никаких полётов не было и не могло быть, и фотоматериалов нет – есть только их фейк, но за который получены не фейковые, а реальные двадцать шесть миллионов рублей, значит, место имеет банальный подлог – должностной подлог.
И это уже не Вики, а Уголовный кодекс.


Реальных фотоматериалов аэрофотосъемки на Гатчинский район нет и быть не может, но все участники Госконтракта № 15 делают вид, что фотоснимки есть и даже «создают» из них цифровые слои - фейковые.
Все эти цифровые слои под видом реальных, чтобы получить за них бюджетные деньги, должны быть переданы заказчику - Комитету цифрового развития Правительства Ленинградской области, в виде файлов на электронных носителях. А он их должен вручить дальше – для Фонда пространственных данных Ленинградской области, с последующим размещением на электронной карте областной Территории развития. После чего доложить Губернатору территории: "Цифровую карту Гатчинского района сделали - можно теперь смело переезжать в новую областную столицу. МЫ - сделали ЭТО!"


Для приемки этих файлов с фейковыми данными – как бы с реальными цифровыми материалами, создаются официальные приемные комиссии с задачей: сделать фейковое реальным.
Члены этих комиссий подписывают приемные акты – удостоверяя юридически своими подписями факт наличия цифровых материалов:
Цифровой Фейк сделан рублевой Реальностью.


Как всё это происходило во времени и в динамике – литературно изложено в первой части Территории цифрового развития:

Спутниковая геодезия шла по следам этого процесса – смотрела, дивилась и... восхищалась.
"Ну маладцы, ну надо же - через пинч на крякало и два десятка лимонов в кармане!"


Но!
Легализуя своими подписями фейковые цифровые материалы, члены комиссий полным составом становятся участниками должностного подлога ценой в двадцать шесть миллионов бюджетных рублей: Кролики думали, что это любовь, а на самом-то деле их разводили…

Кто-то скажет, что это уголовщина и тюрьма компаньонам гарантированна!
Ну, по нынешним-то временам, это вполне нормально: Ничего личного – только бизнес.



Таким образом, с точки зрения "бизнеса" и передового опыта внедрения и тиражирования показанной схемы, освоение цифровых бюджетов большого ума не требует: надо просто придумать цифровую херню покруче и коллективной комиссией её узаконить. Все!
Идем в кассу и наслаждаемся…


Однако!
Есть в этом деле тонкие места - для желающих повторить....


Даже если в Комитете цифрового развития - как заказчика цифровых аэрофотосъемочных и картографических работ, собрать одних кроликов - вообще ни в чем не разбирающихся, это не снимает всех рисков для успешного освоения бюджетов и не гарантирует полного успеха.
Дело в том, что в любой бюрократической системе есть многоуровневые фильтры подстраховки по принципу: Перебдеть лучше - чем недобдеть!
Поэтому, задумывая правильное освоение государственных бюджетов, нельзя забывать о крепкой КРЫШЕ для таких спецопераций!





В случае с Государственным контрактом № 15, контрольно-сигнальная цепь всей схемы включает в себя целый набор ключевых органов - Комитет государственного заказа, Комитет по управлению государственным имуществом и конечно же Финансовый комитет Правительства Ленинградской области, призванные не допустить нарушений конкурсных процедур и расхищений государственного бюджета.

Иными словами, расстрельный список бенефициаров по Государственному контракту № 15 не может состоять только из одного цифрового Комитета - это будет несправедливо, неправильно и не по-товарищески.


Галерея портретов, красиво освоивших цифровой бюджет Гатчинского района, должна выглядеть так:


По алфавиту, без должностной значимости и лирических комментариев - сухой перечень.


Руководящая группа - стоявших у истоков замысла и организация Госконтракта № 15:

Кузнецова В.А.
Глава Комитета цифрового развития
Марков Р.И
Глава Финансового комитета
Толстых Д.И.
Глава Комитета государственного заказа
Салтыков Э.В.
Глава Комитета по управлению государственным имуществом (Леноблкомимущество)

Портреты непосредственных исполнителей Госконтракта № 15:

Карельский В.Н.
Генеральный директор Государственного унитарного предприятия «Леноблинвентаризация»
Коломиец Д.Ю.
Заместитель генерального директора Государственного унитарного предприятия «Леноблинвентаризация»


(Все шесть со статусом государственных служащих и членов Правительства орденов Ленина и Октябрьской революции Ленинградской области)


Большая вспомогательная группа - ассистентов непосредственных организаторов и исполнителей Госконтракта № 15:

Помогали в завышении стоимости «аэрофотосъемочных работ» по Госконтракту № 15:

Фарафонова Т.В.
Директор ООО "ТРИЭФ"
Ххххххх Х.Х. (фамилия уточняется - в бегах, по данным разведки)
Директор ООО «Юнит Групп»

Субподрядчики «аэрофотосъемочных работ» по Госконтракту № 15:

Буторин А.И.
Генеральный директор ООО "Аэрострим"
Семёнов А.Е.
Генеральный директор ООО "ГЕОСКАН-ИТ"
Фарафонова Т.В. - повторно
Директор ООО "ТРИЭФ"
Михайлов Д.И.
Генеральный директор ООО "ЭмДиАй"


Две "государственные комиссии", принявшие «аэрофотосъемочные работы» по Государственному контракту № 15:


Члены первой комиссии– рассмотревшие, установившие и подтвердившие факт «аэрофотосъемочных работ» по госконтракту

Кокурин А.А.
Заместитель начальника информационной безопасности и инфраструктуры - начальник отдела информационной безопасности Комитета
Козырева О.А.
Начальник отдела информационно-правового обеспечения и делопроизводства департамента развития цифровых технологий Комитета
Урсаки Н.Н.
Главный специалист отдела информационно-правового обеспечения и делопроизводства департамента развития цифровых технологий Комитета
Петухов Я.Ю.
Начальник департамента цифровой трансформации государственного казенного учреждения Ленинградской области "Оператор "Электронного правительства"
Бескин М.А.
Главный специалист отдела системного проектирования департамента цифровой трансформации государственного казенного учреждения Ленинградской области "Оператор "Электронного правительства"
Котова И.В.
Начальник сектора ИСОГД комитета градостроительства и архитектуры Гатчинского муниципального района
Скрябнев М.Е.
Специалист по внедрению и сопровождению информационных систем оператора геоинформационной системы Фонд пространственных данных Ленинградской области - АО "РНИЦ"


Члены второй комиссии – ещё раз дотошно и внимательно рассмотревшие, установившие и подтвердившие факт «аэрофотосъемочных работ»

Те же предыдущие - что и в первой…

Кокурин А.А
Заместитель начальника департамента информационной безопасности и инфраструктуры - начальник отдела информационной безопасности Комитета Козырева О.А.
Начальник отдела информационно-правового обеспечения и делопроизводства департамента развития цифровых технологий Комитета
Урсаки Н.Н.
Главный специалист отдела информационно-правового обеспечения и делопроизводства департамента развития цифровых технологий Комитета
Петухов Я.Ю.
Начальник департамента цифровой трансформации государственного казенного учреждения Ленинградской области "Оператор "Электронного правительства"
Бескин М.А.
Главный специалист отдела системного проектирования департамента цифровой трансформации государственного казенного учреждения Ленинградской области "Оператор "Электронного правительства"
Скрябнев М.Е.
Специалист по внедрению и сопровождению информационных систем оператора геоинформационной системы Фонд пространственных данных Ленинградской области - АО "РНИЦ

И новые члены – тоже, типа, рассмотревшие, установившие и подтвердившие факт «аэрофотосъемочных работ»

Васильева Е.С.
Начальник отдела развития растениеводства, земледелия и научно-технической политики Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области.
Юруть Ю.И.
Начальник сектора административного и судебного производства департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области.
Мардашов А.С.
Руководитель отдела информационного обеспечения ГКУ ЛО «Агенство по обеспечению деятельности агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области.
Стулов Ф.Н.
Начальник отдела особо охряняемых природных территорий департамента природных ресурсов Комитета по природным ресурсам Ленинградской области.



Всего, почти три десятка подписей под различными документами с финансовым и правовым статусом - с общим весом в двадцать шесть с половиной миллионов бюджетных рублей: Цифровой Фейк сделан рублевой Реальностью.


Вот так надо осваивать цифровые бюджеты в мутные либеральные времена - смело и уверенно !



Конечно, кто-то может не согласиться, что быть такого не может!
Чушь это и дикость… - чтобы полправительства Ленинградской области ночи не спало за двадцать шесть миллионов.
Два целых и шесть десятых лярда - вот достойный масштаб!


Да, надо признать, ситуация выглядит странно – есть чему удивляться.
Интеллигентные люди и при должностях, многие числятся специалистами-профи в своих делах.., чтобы фейки придумывать и бюджеты воровать.
Большая часть из них – проверенные государственные служащие, остальные тоже не чужие - государственные жители либерального Отечества.

Ну, вот, как и почему - так получается?

Геоинформационное исследование обстоятельств Государственного контракт № 15 не имеет целью обидеть лично кого-то или тень подозрений навести – диспозиция по контракту полностью открытая, документы по нему несекретные, ничего не придумано и не скрыто – всё как есть. И каждый портрет из перечисленных вправе взять слово и разъяснить цифровые несуразицы, накрученные вокруг этого контракта, а также свое личное мнение на этот счёт.


А пока, для разгрузки сюжета и воспламенившегося мозга, есть смысл зайти с другой стороны и задать контрольный вопрос:
А сколько вообще может стоить аэрофотосъемка территории Гатчинского района, если абстрагироваться от двадцати шести бюджетных миллионов?
Кто и за какие деньги мог бы и готов выполнить аэрофотосъемочные работы – «по-честному», не посягая алчно на бюджетный пирог - без излишеств и в пределах разумного?
Найдется ли в пределах областной Территории развития такой исполнитель, без оловянного блеска в глазах – ответственный и профессионально честный?



Да, такой исполнитель есть - достойный бесплатной рекламы!


Есть в Санкт-Петербурге компания, которая такими делами занимается, могла бы без лишних приключений выполнить работы по Госконтракту № 15.
Её имя - ООО "Аэрострим". Вот её сайт в открытой доступности и официальные предложения по таким работам:
Даже есть маленький самолётик и она им подрабатывает – расценки вполне трезвые: 3 000 руб за 1 кв.км.


Состав работ - классическая аэрофотосъемка и создание ортофотопланов:
• Получение разрешений на использование воздушного пространства
• Проведение планово-высотной подготовки на объекте
• Аэрофотосъемка с БПЛА
• Обработка ГНСС-измерений, расчет координат центров фотографирования.
• Фотограмметрическая обработка – построение ортофотоплана с цифровыми моделями

Если потрудиться, то этим маленьким самолетиком можно было победить Гатчинский район, погода бы позволила и ветром не унесла самолетик в облака ...


Немножко арифметики и несложных вычислений.


Территория Гатчинского района – 2 891,81 кв.км.
Аэрофотосъемка территории в масштабе 1:500
2 891,81 кв.км Х 3 000 руб./кв.км = 8 676 000 рублей

Вполне разумная цена: воздушная + наземная +камеральная.


Спутниковая лаборатория, например, предлагала комплексные работы за 13 миллионов рублей, из которых - 6 миллионов аэрофотосъемка большим Орланом, 2 миллиона за слои и отдельные 5 миллионов за ГИС-решение, если ГИС Ленинградской области так и не будет найдена - для отображения этих слоев.
То есть, чистая аэрофотосъемка плюс планово-высотная подготовка местности – за 6 000 000 рублей.
Это значит - всего 2 075 рублей за квадратный километр масштаба М1:500.


Воздушная часть (аэрофотосъемка) и наземные полевые работы (планово-высотная подготовка местности) - весьма трудоемки и затратные, это не бумаги по кабинетам гонять, а работа немалого коллектива специалистов – в поле, на ветру, под дождем и снегом. Поэтому 6-8 миллионов рублей такая работа стоит….


Ещё одна контрольная перепроверка доводов разума.


Складываем по факту потраченное ГУПом - главным исполнителем контракта, подтвержденное финансовыми документами (договорами и актами)

Наземная часть: Планово-высотная подготовка местности (Субподрядчик ООО "Аэрострим") – 1 065 500 руб.
Воздушная часть: Аэрофотосъемка (Субподрядчик ООО «Аэромакс») – 1 000 000 руб.
Камеральная: Фотограмметрическая обработка (Субподрядчик ООО "ГЕОСКАН-ИТ") - 332 500 руб.
Всего: 2 398 000 руб.
Не дотягивает даже до трех миллионов …


И чтобы за немалый объем работы заплатить всего – два с небольшим миллиона рублей, должна быть очень веская причина.
При рыночной стоимости аэрофотосъемочных работ на Гатчинский район порядка 6-8 миллионов рублей – как реальная и справедливая цена.
Объяснение может быть только одно – это цена спецоперации прикрытия фейковых аэрофотосъемочных работ, иными словами – легализации не проводившихся работ на 26 500 000 рублей.


Выше уже было разжевано, что выполнить аэрофотосъемку на условиях технического задания Госконтракта невозможно в принципе. Эти техусловия имели одну цель – обосновать завышенную стоимость работ в двадцать шесть с половиной миллионов рублей. Но какие-то фотоматериалы надо было показать и провести актами – вот и показали фейк и какие-то старые аэрофотосъемочные материалы проведя актами.

Крути-верти, но двадцать шесть с половиной миллионов рублей за цифровой фейк при любом раскладе - перебор!
Реальная стоимость работ завышена в четыре раза, притом, что выполнена вообще быть не могла и не выполнялась.
Да, похоже на красивую цифровую спецоперацию – двадцать миллионов рублей из двадцати шести с половиной по конвертам и карманам.


Всё это хорошо – учитесь и дерзайте, осваивайте закрома либерального Отечества и тренируйте руку…


Но, хорошо дерзать, когда есть хорошая крыша - прикроет на случай непредвиденный.
Ведь на государственные бюджеты ставится контрольная сигнализация, решётки, охранники, контролеры и прочие препятствия.
Другой вопрос, насколько эти сигнализации с контролерами сложные на отключение…


Поэтому, с КРЫШАМИ есть определенные сложности - особенности которых желательно знать и понимать.

Перейти для продолжения познания передового опыта - какие крыши должны и могут быть:


Но, предварительно надо познакомиться с Федеральным законом № 44 - позволяющим успешно проворачивать такие бюджетные схемы: