Региональный топографический мониторинг


Продолжение…


Причина этой ситуации проста – эту актуализацию делать некому. Нет на это не только денег, но давно уже нет и специализированных организаций с толковыми специалистами.
Разрушив в порыве реформаторской чесотки существовавшие для этого структуры Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР и Военно-Топографической Службы Генерального Штаба ВС СССР, нового и эффективного им на замену либеральным государством ничего до сих пор не создано.
Как это красиво и уверено тогда звучало: Рынок сам все сделает и отрегулирует!
Однако, рынок этот оказался лишь либеральным мифом - одним из многих навязанных России…


Федеральным государственным органом, осуществлявщим деятельность в области геодезии и картографии, до 2008 года являлось Федеральное агентство геодезии и картографии - Роскартография, предоставлявшая государственные услуги, проводившая лицензирование и осуществлявшая надзор и контроль. С 2008 года данные функции переданы Росреестру. А всего за эти рыночные времена структура государственной системы управления геодезией и картографией была реорганизована одиннадцать раз(!), в том числе в 1998 - 1999 гг. - была изменена четыре раза, в 2004 - 2008 годах - ещё три раза.
Разного рода инициативы, совещания, разговоры, намерения, проекты, предложения, возражения, обсуждения и прочие действа под крышей Росреестра до сих пор ничего полезного в этом вопросе не дали – гора раз за разом рожала мышь.



Что есть – топографический мониторинг?


Приведем сложившуюся и общепризнанную формулировку:


Топографический мониторинг - это процесс слежения за состоянием окружающей среды и изменениями объектов местности, с непрерывной регистрацией на карте этих изменений, с целью рационального использования и управления территориями.

При этом, выделяется отдельное понятие государственного топографического мониторинга (ГМТ) - как системы постоянного, регламентируемого в государственном масштабе, слежения за изменениями объектов местности и непрерывной их регистрации на карте. Данный вид топографического мониторинга относится к государственным топографическим картам и должен осуществляться на государственном уровне, гарантирующем высокое качество карт, и в силу режимных ограничений информации об определенных объектах и их характеристиках, в интересах государственной безопасности.
Соответственно, с государственной поддержкой и финансированием.

Не будем касаться темы государственной поддержки и финансирования, в силу понятных уже причин общего состояния геодезии и картографии, а также уже сложившегося узкого круга допущенных к этому финансированию. Также не будем рассматривать топографический мониторинг только применительно к актуализации государственных топографических карт – оставим этот вопрос непосредственно государству и тем, кому оно доверит и поручит это дело. Но, есть достаточно большое число направлений хозяйственно-производственной деятельности, где топографический мониторинг необходим и востребован буквально по принципу «здесь и сейчас».


Поэтому, рассмотрим некоторые прикладные направления топографического мониторинга, без расчета на их государственное финансирование и не претендуя на академичность формулировок, дав более развернутое и понятное практическим управленцам определение – с позиций реально существующих сегодня возможностей беспилотных технологий и высокоточного геодезического спутникового позиционирования.


Итак …


Беспилотный топографический мониторинг – это мониторинг местности специализированными беспилотными комплексами с высокоточной геодезической плановой и высотной привязкой географических объектов, а также структур, растительных и животных сообществ, транспортно-линейных барьеров, в целях и интересах отдельных направлений и видов специального мониторинга, а именно:
- географического, экологического, биологического, геологического, гидрографического, биосферного, энергетического и так далее, с возможностью оценки их метрических характеристик:
• по местоположению (координаты);
• по размерам (протяженность, площади, объёмы, высоты, глубины);
• по ориентировке (экспозиция, углы наклона);
• по форме (общие начертания, вытянутость, извилистость, кривизна);
• по плотности (густота, концентрация);
• по расчлененности поверхности (общая, вертикальная, горизонтальная).


Исходя из такого подхода, можно выделить наиболее актуальные и востребованные направления беспилотного топографического мониторинга, имеющие большую практическую важность для руководителей отдельных территорий Северо-Западного региона - для эффективного управления этими территориями:

Мониторинг сельскохозяйственных угодий – в интересах структур управления сельским хозяйством, природоохранных структур, в т.ч. природоохранной прокуратуры, с целью выявления мест загрязнения и нарушения плодородия почвы, особенно бесценной пашни, несанкционированных работ нарушающих плодородие земли, ветровой эрозии и иных разрушений;





Мониторинг лесных угодий – в интересах структур управления лесным хозяйством, МЧС и природоохранных, в т.ч. природоохранной прокуратуры, с целью выявления мест несанкционированных вырубок леса и иных насаждений, пожаров, а также ветрового и иного нетехногенного воздействия;




Мониторинг территорий прилегающих к границам поселений и промышленных зон – в интересах природоохранных и экологических структур, в т.ч. природоохранной прокуратуры, с целью выявления несанкционированных свалок, мест выброса вредных веществ, разрушений ландшафта несанкционированной добычей нерудных материалов;




Мониторинг водоохранных зон рек и озёр - в интересах водных бассейновых управлений Росводхоза и местных органов власти, в т.ч. природоохранной прокуратуры, с целью выявления несанкционированного водозабора, сброса сточных вод и нарушений хозяйственной деятельности в охранных зонах;




Мониторинг прибрежных морских зон - в интересах Росморпорта, с целью контроля состояния берегозащитных сооружений, портовой инфраструктуры и безопасности мореплавания;




Мониторинг ледовых покрытий – в интересах МЧС и Рыбоохраны, с целью контроля ледовых заторов и паводковой ситуации, а также выхода на лёд и правил рыболовства;




Мониторинг полосы прохождения подземных нефте- и газо-проводов - в интересах добывающих и эксплуатирующих компаний, а также природоохранных и экологических структур, в целях контроля состояния и сохранности, а также безопасности для окружающей среды;




Мониторинг состояния трасс высоковольтных воздушных линий электропередач – в интересах энергетических сетевых компаний, в целях определение состояния трасс высоковольтных линий в части характеристики местности прохождения линии, объектов в охранной зоне, координат и расстояний между опорами, ширины просеки и выявление несоответствий требованиям правил устройства и эксплуатации;




Мониторинг состояния промышленных зон и технических объектов – в интересах эксплуатирующих организаций и органов регионального управления, с целью контроля их состояния и безопасности эксплуатации;




Мониторинг отдаленных территорий заказников и заповедников – в интересах научных биологических исследований для выявления мест расселения и подсчёта поголовья отдельных видов фауны;




Мониторинг приграничных территорий – в интересах ФСБ и МВД, с целью обеспечения государственной безопасности;




И перечень этот может быть продолжен дальше...


Все эти виды мониторинга с высокой эффективностью производятся беспилотным аэрофотосъемочным комплексом среднего класса ОРЛАН – поставленным на вооружение российской армии, а также успешно применяемым в гражданских целях. Высокоточная геодезическая привязка объектов мониторинга с высокой оперативностью осуществляется через базовые станции региональной спутниковой геодезической сети ГЕОСПАЙДЕР.


При этом, необходимо понимать и учитывать при заказе и производстве таких работ особенность режимного статуса топографического мониторинга в целом. Топографический мониторинг - это особый вид мониторинга по требованиям режимных ограничений информации об определенных объектах и их характеристиках в интересах государственной безопасности, так как объектами мониторинга являются пространственно-временные изменения географических объектов России. Поэтому, такая мониторинговая информация не подлежит свободному распространению.



А вот наглядный пример возможного практического применения результатов беспилотной аэрофотосъемки участка местности
для целей более конкретного и предметного управления городским хозяйством администрацией поселения Дxxxx Всеволжского района
Ленинградской области


Это один из планшетов цифрового ортофотоплана городка - с размером территории 250х250 метров, удовлетворяющий точности масштаба 1:500.
Аэрофотосъемка была сделана Орланом - хоть и в пасмурную погоду, но за счет высокого разрешения всё достаточно хорошо читается.

Геодезическая привязка осуществлена ГЛОНАСС/GPS приемником геодезического класса JAVAD TRE-G3T. Средняя полученная точность - в плане 2,8 см, по высоте 3,9 см.
Снято в видимом диапазоне спектра профессиональной среднеформатной цифровой фотокамерой PHASE ONE iXU150 с высоты 180 метров.
Пространственное разрешение аэрофотоснимка составило 2 см на пиксель.



Проведем дешифровку и анализ данного цифрового материала по одному условному направлению – «Экологическое благополучие и благоустройство городской территории».
Сделаем это для прояснения экологической ситуации - насколько городская среда поселения комфортна для проживания, как работает его коммунальная служба, каково экологическое самосознание жителей этого городка, какие организационно-технические меры необходимо предпринять для исправления ситуации...

Для этого смоделируем позицию главы города и от его лица сформулируем несколько вопросов.
То есть, обозначим интерес главы городка к результатам анализа с позиции ответственного управленца, желающего знать реальную ситуацию в своем городе по данному направлению, а не ту, что докладывают по утрам подчиненные на планерках.

Вот эти вопросы:
1. Какие есть, на данный момент, источники экологического загрязнения на вверенной территории?
2. Насколько, в части этого, эффективно организована работа коммунальной службы?
3. Соответствует ли своей должности, в связи с этим, руководитель коммунальной службы?
4. Какие могут быть выявлены в данном направлении дополнительные возможности пополнения местного бюджета?
5. Какие здесь могут резервы (!) по снижению уже существующих бюджетных затрат на жилищно-коммунальное содержание территории поселения?

Подобные вопросы являются актуальными для любого главы администрации - абсолютно любого поселения на бескрайней российской территории...
Не вдаваясь в детали дешифровки и анализа ортофотоплана, сразу и легко на небольшом участке территории обнаруживаем:

- Одну гигантскую несанкционированную свалку почти промышленных отходов (№1) - копится давно, упорно и нагло....
- Две больших несанкционированных свалки твердых бытовых отходов (№4 и 2) - накоплены не за один день ....
- Одну средних размеров мусорную кучу бытовых отходов (№3) - у пешеходной тропы пакеты с бытовым мусором, как раз на тему экологического самосознания местных аборигенов....


И это только на правой стороне планшета – с общей территорией 0,03 кв. км., где всего-то два десятка домовладений и три улицы.
На левой стороне большую часть занимает стройка окруженная забором – там своя мусорная свалка, но это отдельный разговор.

Несанкционированные свалки выделены белыми кружками, с масштабным их приближением.
Общий объем мусора, по предварительной прикидке, оценивается в 100 …200.. кубов. Выход на место работников администрации позволит оценить мусорные масштабы более конкретно.

Принимая во внимание общую площадь произведенной аэрофотосъемки – 8 кв.км. и количество таких планшетов в две сотни, можно уверенно констатировать – дешифровка и их последующий анализ главой городка дадут ему очень печальные результаты городского коммунального «хозяйствования».


Но самая интересная получается вот эта картинка...
Это как раз к третьему вопросу сформулированному городским главой – соответствие должностям некоторых его подчиненных.




Справа на снимке - так называемая санкционированная «уличная мусорка». Она огорожена с трех сторон заборчиком и стоят пять контейнеров для бытовых отходов на бетонном основании. Все как положено и как учили…
А сразу за отгородкой официальной мусорки большая куча из спиленных деревьев и прочего хлама, которые при всем желании в контейнеры не затолкать. И буквально в десяти-пятнадцати метрах настоящий и большой мусорный хламовник по площади и объему превышающий санкционированную и официальную в 10-20-30... раз.

Такие мусорные диспозиции можно встретить где угодно... По всем российским городам и весям. Это беда общая, а не только этого городка-поселения.
Объясняется это просто - у МУП ЖКХ есть официальные мусорни, за которые оно отвечает и которые оно содержит по договору с местной администрацией. А все? что за их пределами? это уже не царское дело... Единого рецепта здесь нет, но есть очевидная вещь - только зверские штрафы налагаемые на местное народонаселение способны как-то затормозить всеобщее захламление территорий самих поселений и земель с лесами прилегающих к этим поселениям.

Так что, после вот такого конкретного анализа вверенной территории, у главы поселения появляется предмет для серьезных дум и разговора со своими подчиненными.


СВЕРХУ ВЕДЬ ВИДНО ВСЁ ...